Обучение дрессировке

training dog trainingОбучение дрессировке собаки обеспечивают выработку у нее навыков и поведения в целом, которые гарантируют удобство ее содержания в повседневной жизни и возможность успешного использования на охоте. Собака должна быть послушной и уравновешенной, знать свое место и по команде выполнять целый ряд необходимых приемов — сидеть, лежать, являться на зов, ходить «рядом», приносить дичь и брошенные предметы, а также прекращать любое нежелательное действие по приказанию: «Нельзя!», «Фу!» или по иному сигналу.

Множество навыков щенок приобретает как бы самостоятельно в процессе воспитания, он узнает свою кличку, место, привыкает соблюдать чистоту в доме и выполнять простейшие команды. Но даже этому у одного хозяина собака учится легко и радостно,  у другого — с большими трудностями. Зависит же но от того, насколько он последователен и терпелив при обучении питомца.

Схема, или порядок возникновения условного рефлекса, такова: сначала животное воспринимает сигнал — условный раздражитель, который воздействует на ее органы чувств, раздражитель, вынуждающий к требуемому действию, а после этого реакция (рефлекс) закрепляется положительными эмоциями, но шикающими в результате прекращения неприятного воздействия, удовлетворения насущной потребности, например, при получении пищи.

Такую же последовательность нужно соблюдать при обучении щенка. Сначала дается команда — условный раздражитель, затем — воздействие, вынуждающее щенка сделать требуемое, и тотчас рефлекс закрепляют поощрением.

Так, при обучении садиться по приказанию сначала дается команда «Сидеть!». Принудить собаку сесть можно двумя способами: механическим воздействием, потянув за ошейник вверх и слегка назад при одновременном нажатии на крестец собаки, либо показывая лакомый кусочек из руки, которую ведут перед носом собаки слегка вверх и назад. В последнем случае собака сама принимает сидячую по-«у. как самую удобную при желании видеть и обонять желанное угощение. А чтобы она не подпрыгивала и не вставала на задние лапы, дрессировщик наступает ногой на приспущенный до земли поводок.

При любом методе воздействия, механическом или пищевом, принятие нужной позы стимулируют поощрением.

Команды — условные раздражители, побуждающие к тому или иному действию, — чаще всего подаются голосом. В этом случае команда должна быть короткой, достаточно звучной, чтобы ее можно было произнести вполголоса или крикнуть, если собака находится на большом расстоянии. Во всех случаях команды подают уверенным повелительным тоном, не злоупотребляя громкостью и угрожающими интонациями.

Недопустимо искажать команды производными словами или их синонимами. «Сядь», «Сидеть», «Да сиди же» либо «Ко мне» и «Поди сюда» — собака воспринимает эти команды как различные сигналы. Дрессировщик, который забывает об этом, никогда не добьется безупречного послушания своего питомца.

В ряде случаев команды приходится подавать свистом, а при охоте с гончими — рогом. Хорошо обученная легавая собака должна менять направление хода на поиске и ложиться по приказанию жестом руки. В процессе обучения эти сигналы обычно усваиваются как вторичные, после того как собака станет выполнять нужный прием по словесной команде хозяина.

Сначала собаку приучают выполнять требуемые команды в непосредственной близости от дрессировщика. В дальнейшем многие из них собака должна будет выполнять и на расстоянии, что требует постепенной настойчивой отработки.

Принуждение к требуемому действию при обучении всегда следует за командой. Оно может быть очень многообразным в зависимости от специфики приема, индивидуальных особенностей собаки и умения дрессировщика.

Чаще всего применяют механические воздействия (например, при усаживании или укладывании собаки с помощью рук, при воздействии длинным поводком после команды «Ко мне!» или свиста). Иногда механическое воздействие причиняет болевые ощущения (например, рывок поводка, строгого ошейника — парфорса). Но в последних случаях воздействие не должно быть чрезмерно мучительным. Его применяют не как наказание, а как неприятность, элемент дискомфорта, которого собака может избежать, выполнив требуемое действие.

Страх — плохой помощник при обучении животного, и воспитатель собаки снимает его лаской, угощением или иным поощрением сразу же после выполнения требуемого приема — контрастный метод дрессировки.

Обучение идет гораздо быстрее, если требуемое действие собака выполняет как бы сама, стараясь дотянуться до кусочка лакомства при обучении приемам «Сидеть!», «Лежать!» или стремясь опередить хозяина после его свистка и жеста с поворотом в противоположном направлении, при отработке поиска и, наконец, перенимая прием у других собак при групповой нагонке гончих, притравке лаек и т. п.

Во многих случаях заставить собаку выполнить нужное действие помогают ее природные инстинкты и потребности — игровая и охотничья реакции при обучении подаче предметов, инстинкт стайности при установлении контактов с дрессировщиком или при работе в стае, своре, наконец, охотничий инстинкт, предельно развитый у современных пород.

Поощрение за правильно выполненную команду закрепляет рефлекс, заставляет собаку забывать «неприятности», обеспечивает необходимый контакт с воспитателем и заинтересованность в работе.

Лакомый кусочек из рук дрессировщика — самое распространенное, но далеко не всегда самое действенное поощрение. Его можно и нужно использовать, но ограничиваться только пищевым стимулом нерационально.

Настоящий собаковод-воспитатель использует широкий набор возможных контактов с четвероногим другом. Ведь собака высокоорганизованное общительное животное, которому человек заменил семью—стаю, вожака, родителей и других сородичей. А при обучении своего щенка человек использует богатейший арсенал природных качеств собаки, предельно развитых направленной селекцией пород. Кусок пищи в миске — это только еда, которая интересует лишь голодное животное. А крошка даже черного хлеба, полученная за выполнение приема, — желанная награда смышленому активному существу, которое жаждет деятельности и для которого служение людям стало потребностью. Природные инстинкты наших воспитанников трансформируют заработанный кусочек как бы в охотничий трофей, который с жадностью проглатывает даже самая избалованная, закормленная собака.

Внимание человека, ласковая интонация, прикосновение руки — не менее действенное поощрение, чем прикормка, во всяком случае для многих собак с повышенной тягой к общению с воспитателем. Такой контакт нужно воспитывать с первых дней появление щенка в доме, в дальнейшем поощрением при обучении становится и игра, и прогулка, и удовлетворение ориентировочных рефлексов собаки — стремление к удовлетворению всего комплекса природных потребностей животного.

Сохраняя заинтересованность в учении и в работе, можно добиться того, что, казалось бы, неприятные команды и манипуляции (например, «На место!», взятие на поводок, даже измерение температуры или введение шприцем вакцины) собака будет воспринимать как радость. Ведь за беспрекословный уход на место ее хвалят и угощают, на поводок берут не только, чтобы вести домой, но и перед выходом со двора по интересному маршруту, а легкая боль от укола полностью компенсируется лаской и пищевой наградой после вакцинации.

Особого внимания заслуживает правильное использование охотничьих инстинктов собаки при ее полевом обучении. Ведь это самый сильный стимул в жизни современных высокоспециализированных пород. Страсть к поиску дичи заставляет легавую, гончую и лайку забывать об усталости, сбитых кровоточащих ногах; в ряде случаев эта страсть оказывается сильнее пищевой и половой реакции и даже сильнее инстинкта самосохранения. Ведь многие собаки отказываются от еды на охоте, забывают во время поиска дичи о пустующей суке. А для охотничьих терьеров жесткая, порой кровопролитная схватка со зверем — самое желанное событие в жизни. Поэтому натаска, нагонка и притравка собаки, наводка ее на места нахождения дичи или на ее след, как и практическая охота с собакой, — лучший способ установления контактов и отработки послушания. Хозяином собаки становится не тот, кто ее вырастил и выкормил, а тот, кто открывает для нее увлекательный мир охоты.

Наказания в процессе воспитания собаки неизбежны. В собачьей или волчьей семье существует жесткая дисциплина и иерархия. Нерадивый ученик, задира и неслух нередко получает от старших удар клыком, болезненную хватку или удар плечом. Подобные «санкции» отнюдь не вносят разлад в жизнь стаи, как и наказание при воспитании собаки человеком. Только оно должно следовать сразу же за нежелательным действием собаки, не должно быть чрезмерным и тем более длительным. – Угрожающая интонация, рывок поводка, удар хлыстом — вот перечень наказаний, приемлемых при обучении собаки. Выбор и сила наказания должны соответствовать особенностям нрава воспитанника и степени его вины. Но во всех случаях наказание должно быть «доходчивым», т. е. достаточно сильным, чтобы собака его почувствовала.

Нельзя бить собаку рукой или поводком: они должны быть символами ласки, доверия и прогулки с хозяином.

Заносчивому кобелишке или распущенному псу, который решается вступить с хозяином в бой за главенство, полезно задать хорошую трепку, до полной сдачи позиций. Но иногда этого можно избежать, если в момент, когда собака «бросает вам вызов», напомнить ей о главенстве, заставив по команде выполнить несколько знакомых приемов общего послушания: «Сидеть!», «Лежать!», «На место!». Злобную опасную собаку легче прибрать к рукам не дома или в вольере, а на прогулке в незнакомых местах, где задира чувствует себя не столь уверенно.

Каждый, кто заводит щенка, мечтает о друге, преданном только ему и его домашним. А щенок, как на грех, считает друзьями всех людей мира, готов ласкаться к каждому встречному. Хорошо, если найдется знакомый, который по вашей просьбе подманит неслуха и, ухватив за шиворот, хорошенько стеганет два-три раза, после чего хозяин его позовет и приласкает. Многие, наоборот, сами дергают и стегают щенка, удирающего к чужим, закрепляя этим стремление бежать от «злого» хозяина к «доброму» постороннему дяде. А воевать со щенком вовсе не обязательно. Если в людных местах и при свободной прогулке отвлекать его от посторонних игрой, отходом от них в сторону и приемами общего курса дрессировки, то к году молодая собака и сама перестанет обращать внимание на чужих. Собака четко делит мир на «своих» и «чужих» примерно в этом возрасте, волчонок — на полгода раньше.

Приучение щенка к чистоте — одна из существенных забот охотника, если собака живет в квартире. Достигается это регулярными, возможно более частыми прогулками со щенком, особенно сразу же после пробуждения его и после еды. Если щенок растет в условиях сельской местности и может свободно выходить из дома при возникновении естественных потребностей, то он перестает пачкать в доме уже в трехмесячном возрасте. В городских условиях за ним приходится безропотно убирать вдвое дольше, так как в раннем возрасте обменные процессы растущего организма протекают очень интенсивно, щенок оправляется часто, а терпеть от прогулки до прогулки просто не может.

����¯�¿�½���¯���¿���½������¯������¿������½����¯�¿�½���¯���¿���½����¯�¿�½������¡����¯�¿�½���¯���¿���½������¯������¿������½����¯�¿�½���¯���¿���½����¯�¿�½������¸����¯�¿�½���¯���¿���½������¯������¿������½����¯�¿�½������¯����¯�¿�½������¿����¯�¿�½������½����¯�¿�½���¯���¿���½������¯������¿������½����¯�¿�½������¯����¯�¿�½������¿����¯�¿�½������½����¯�¿�½���¯���¿���½������¯������¿������½����¯�¿�½���¯���¿���½����¯�¿�½������µ����¯�¿�½���¯���¿���½������¯������¿������½����¯�¿�½���¯���¿���½����¯�¿�½������¼����¯�¿�½���¯���¿���½������¯������¿������½����¯�¿�½���¯���¿���½����¯�¿�½������° Orphus

Проблема уборки будет решаться несколько проще, если щенка приучить делать «свои дела» на газету или тряпку. Для этого надо на первых порах улавливать нужный момент и вовремя ставить щенка на предназначенное для его отправлений место. В дальнейшем тряпку или газету можно будет класть на специальный противень. Но приучать к этому легче с самого раннего возраста — с 25—35 дней.

Приучение к кличке начинается с первых дней появления щенка в доме. Для удобства обращения она должна быть короткой и звучной. Кличка служит щенку сигналом «Внимание!». За ним обычно следует какая-либо команда, поощрение или иное действие хозяина по отношению к собаке.

Приучая собаку к кличке, дрессировщик называет ее и сразу же закрепляет положительную реакцию собаки лаской, лакомством, игрой или приятной командой. Никогда не следует искажать кличку, придавая ей уменьшительные или иные формы, либо бесцельно и слишком часто повторять ее.

Приучение к месту. Щенок быстро привыкает к отведенному для него уголку, но необходимо, чтобы он шел туда и оставался на месте по приказанию. Для этого стараются уловить момент, когда щенок хочет сам направиться на свою постель (например, после прогулки), и дают команду «Место!», а затем поощряют за нужное действие. В других случаях после команды «Место!» воспитанника берут за ошейник и водворяют на постель. Строгий тон приказания с момента, когда малыш оказывается в своем углу, сменяют поощрительным словом «Хорошо», которое произносится в мягких, ласкательных интонациях.

Непослушание и попытки покинуть место пресекают строгим повторением команды и шлепком. Когда прием усвоен, нужно строго следить, чтобы по приказанию щенок шел именно на место, а не под кровать, стол или иное укрытие. Непослушание пресекают, отводя собаку в ее угол. Щенка можно ненадолго привязывать на цепочку.

Первоначально щенок приучается к ошейнику, что происходит почти незаметно, так как ошейник собаку не стесняет. Приучать в поводку надо в возрасте 2—3 месяцев, после того, как щенок свыкся с ошейником. Сначала щенка берут на поводок на очень короткое время, отвлекая от попытки сопротивляться лаской, игрой и движением в нужную сторону. Чтобы не запугать щенка, его приучают к поводку мягко и постепенно. До полугода собаку не следует резко одергивать, даже если она иногда сильно тянет вперед. Позднее приучают ее ходить рядом, не натягивая поводок. Для этого первое время водят щенка слева от ведущего вдоль забора, стены и прочих преград, пресекая его попытки выдвинуться вперед командой «Рядом!», одергиванием поводка и помахиванием перед собакой хлыстом или прутом, зажатым в правой руке. Наиболее непокладистых собак приучают к хождению рядом, пользуясь парфор­сом (колючим ошейником) или ошейником-удавкой, которые механически затягиваются при натяжении поводка и ослабляются при его опускании. Сначала щенка приходится большей частью водить на коротком поводке. Постепенно, по мере усвоения команды, поводок ослабляют, одергивая его лишь по мере надобности. Правильное хождение собаки у ноги поощряют лаской, словом «Хорошо» и лакомством.

Подход к хозяину по команде — один из самых необходимых приемов воспитания и общей дрессировки. В комнате, вольере и огороженной усадьбе, где щенку все знакомо и наскучило, он охотно спешит к хозяину, заслышав кличку и последующую команду «Ко мне!». Особенно хорошо выполняют команду, которая обещает внимание человека, ласку и угощение, маленькие щенки: у них еще мало «своих» интересов в окружающем мире.

Но к 3—4 месяцам и позже щенки, которые отлично подходят на зов в домашних условиях, начинают с трудом реагировать на команду «Ко мне!» во время прогулок, ведь мир так интересен, хочется все обнюхать, познакомиться с другими собаками, побежать за прохожими. Очень важно не упустить собаку из своих рук именно в это время.

Чтобы ваш призыв во всякое время был сильнее всех уличных соблазнов, нужно с раннего возраста закреплять безотказное выполнение команды «Ко мне!» с учетом индивидуальных особенностей собаки. Лакомку поощряют за каждый приход по команде кусочком сухарика, сыра, изюминкой или хоть маленькой крошкой хлеба. Внимательного, ласкового щенка гладят, почесывая за ухом. Озорного, шалуна вознаграждают игрой с мячом или иным развлечением.

Случается, что щенок охотно подбегает за лакомством, но старается получить его, не даваясь в руки. Во избежание этого не следует каждый раз ловить щенка, подошедшего по команде, но лакомство нужно давать только после того, как щенок остановится возле хозяина и тот погладит его по голове, шее, холке.

Не следует подзывать собак только для того, чтобы взять их на поводок. Часто они плохо выполняют команды именно из-за этого. Хотя даже взятие на привязь может быть приятной наградой, если сулит последующую прогулку по улице или по новому, а потому интересному месту.

Нельзя наказывать собаку, провинившуюся вдали от дрессировщика, подозвав ее командой: у собаки короткая память, и полученную взбучку она свяжет не со своим проступком, а с подходом на ваш призыв.

Случается, что по команде «Ко мне!» собака сначала идет к хозяину, но затем останавливается на некотором расстоянии от него или, когда хозяин начинает к ней подходить, отбегает либо просто ждет, оставаясь на месте. Заставить упрямца подойти можно, сделав несколько резких шагов от него либо наказав за непослушание метким броском камешка, но, когда испуганный ослушник подбежит, его надо непременно похвалить и погладить.

Выполнение приема укладывания по команде необходимо в быту, дисциплинирует собаку и упрощает управление ею. Команда отдается приказанием «Лежать!», в дальнейшем его можно заменить жестом.

При обучении собаку усаживают, затем дают команду «Лежать!» и заставляют ее выполнить прием, нажимая на холку при одновременном вытягивании передних лап вперед. Выполнение нужного действия закрепляют, давая лакомство, поглаживая и поощряя словом. Можно заставить усаженную собаку лечь, показав ей кусочек лакомства, зажатый в руке, которую опускают перед мордой собаки вниз и вперед. Попытки собаки встать пресекают, удерживая ее руками при строгом повторении команды «Лежать!».

Когда собака станет охотно выполнять прием по словесной команде, его постепенно усложняют, переходя на приказ жестом, увеличивая выдержку при лежании, укладывая собаку на расстоянии.

Приучить собаку не брать пищу без разрешения необходимо при содержании животного в доме. На охоте это поможет пресекать попытки собаки есть и рвать добытую дичь. Для отработки приема используют момент кормления собаки, а также дачи лакомства. При попытке собаки взять корм ее удерживают командой «Нельзя!» и поводком. Взять пищу разрешают только после команды «Возьми!».

Усложняя прием, добиваются длительной выдержки собаки над кормом. На улице и в других местах отказ от найденного корма поощряют лакомством из кармана

Прием подачи необходим при обучении собак, предназначенных для подачи дичи, и очень удобен в повседневной жизни.

Существуют два метода обучения Подаче. Первый, применяемый с молодыми собаками, основан на использовании инстинкта преследования движущихся предметов в игре. Щенку показывают поноску — предмет, который нужно принести (мячик, палку и т. п.), заигрывают со щенком, то поднося, то убирая предмет подальше, а затем бросают его в сторону, произнося команду «Дай!». Щенок кидается за поноской и берет ее в зубы, но не для того, чтобы вернуть хозяину, наоборот, он старается утащить поноску, треплет «игрушку». В этот момент хозяин должен подозвать его либо оказаться на его пути и с командой «Брось!» отобрать поноску, вручив в обмен кусочек лакомства. После неоднократного повторения прием будет освоен и щенок станет охотно приносить и отдавать поноску.

Но некоторые щенки не склонны хватать и носить предметы. Таких упрямцев можно заинтересовать, используя в качестве поноски вываренную кость, которую грызть уже не интересно, а оставить без внимания еще нельзя. Взрослую собаку, не склонную к игре, рекомендуется обучать несколько иным, более длительным, но надежным способом.

Для этого, усадив собаку у ног, дают команду «Возьми!» и осторожно вкладывают ей в рот поноску. Собака стремится выплюнуть столь странное угощение, но этому препятствуют, придерживая его несколько мгновений, а затем командуют «Брось!» и сразу же дают вкусную награду. Когда (после многократных повторений) собака станет брать поноску, добиваются, чтобы она наклонялась за ней к опущенной вниз руке, наконец, сама брала ее с земли. После этого уже легко заставить приносить поноску.

Когда собака усвоит прием, его усложняют, меняя приносимые предметы, обертывая их то в тряпку, то в бумагу, постепенно увеличивая дальность заброса поноски и т. д.

Не следует позволять щенку играть с поноской, а также уносить или грызть ее. Охотнику необходимо, чтобы собака спокойно относилась к поноске и безотказно выполняла команду «Брось!». Если собака стремится убежать со своей ношей, дрессировку надо проводить на длинной привязи. При обучении подаче или в случаях, когда собака не подает брошенный предмет, наказания недопустимы. Погорячившись и наказав собаку, охотник может внушить ей отвращение к поноске на всю жизнь.

Встречаются собаки, которые охотно подают палки и другие предметы, но отказываются брать в рот сбитых птиц. Видимо, им не нравятся перья и своеобразный новый запах. На охоте такую собаку иногда удается заставить подать птицу, послав за дичью, только что сбитой на ее глазах. В этом случае охотничий инстинкт обычно побеждает отвращение собаки к подаче, и она начинает исправно приносить добычу. А в процессе обучения можно заранее приучить щенка к ощущению перьев во рту, используя в качестве поноски засушенные крылья.

Подаче с воды обучают в теплое время года, сначала на мелких местах с постепенным увеличением глубины и расстояния, усложняя прием в дальнейшем тем, что поноску бросают в заросли осоки. При этом надо добиться, чтобы собака искала предмет, сообразуясь с указаниями охотника.

На охоте нередко приходится встречать собак, которые не подают птицу в руки, а бросают ее при выходе на сушу либо выносят не хозяину, а на ближайший берег. Другие собаки боятся входить в воду с птицей, поднятой с суши на другой стороне водоема, особенно если ноша велика и мешает собаке смотреть под ноги при резком увеличении глубины. Всех этих недостатков можно избежать, если в процессе обучения еще до охоты условия тренировки сделать достаточно разнообразными.

Очень полезно научить собаку отыскивать и приносить потерянные вещи. Для этого ее, уже приученную приносить поноску, заставляют возвращаться за брошенной вещью по следу хозяина. Сначала поно­ску оставляют всего в нескольких шагах позади и на виду у собаки, затем бросают подальше, за поворотом, и так, постепенно усложняя прием, добиваются того, чтобы собака возвращалась по следу хозяина на 1 км и более.

Комментарии запрещены.

⇓Подпишитесь Здесь⇓

ПОЛУЧАЙТЕ ОБНОВЛЕНИЯ САЙТА К СЕБЕ НА ПОЧТУ!

Голосования

Каким образом Вы попали на наш сайт?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...
ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПРИГЛАШАЕМ НАШИХ ДРУЗЕЙ НА ФОРУМ ПО УВЛЕЧЕНИЯМ